Невидимые алгоритмы и цифровая семантика

Принцип пристрастности технологий — согласно этому принципу технологии и сервисы не нейтральны, а наоборот нацелены на максимальное участие в нашей жизни. Они или преследуют цели создателей или неточно моделируют реальность. Если этого не признавать, эффекты, которые провоцируют технологии, будут угрожать независимости пользователей и сбивать их с толку.

Принцип сформулирован исследователем Дугласом Рашкофф в книге «Программируй или будешь запрограммирован». Рашкофф отмечает, что семантика сети, интерфейсы и алгоритмы, вшитые создателями в программы, намного сильнее определяют наше поведение в сети, чем нам кажется.

Джарон Ланье

Джарон Ланье — учёный в области визуализации данных и биометрических технологий, автор термина «виртуальная реальность». Футуролог, популяризатор, композитор, концептолог, философ, диджерати. Энциклопедия Британника включила его в список 300 крупнейших изобретателей в истории человечества.

Википедия

Известный дигерати и исследователь виртуальной реальности Джарон Ланье в книге «Вы не гаджет» развивает эту мысль. Джарон Ланье обращает внимание, что при компьютерном моделировании реальности есть вещи, которые, на первый взгляд, кажутся мелочами, но на самом деле они очень важны.

Неточное моделирование реальности

Сервисы наподобие Facebook моделируют такие сложные отношения и процессы, как дружба и общение. Ланье отмечает, что современная наука недостаточно хорошо знает, как работает мозг и психика, чтобы феномен вроде дружбы можно было полноценно отразить в цифровом сервисе. Малейшее изменение в дизайнерских решениях может полностью изменить поведенческие схемы пользователей и сильно исказить всю модель.

Например, в Facebook посты тех пользователей, чьи сообщения мы наиболее часто отмечаем «лайками», чаще показываются в новостной ленте. Название и форма «лайка» несет значение приязни, одобрения. Пользователю, не привыкшему к электронному взаимодействию, будет легко поставить лайк позитивному сообщению (к примеру, фото котика), но на образном уровне название и дизайн кнопки «лайк» будут барьером к тому, чтобы отметить «лайком» новость о какой-нибудь трагедии (например, крушение нефтяного танкера). Изменение названия и дизайна кнопки на «это важно» или «стоит отметить» поменяло бы новостную ленту и характер потребления информации у миллиарда человек.

Бизнес-интересы создателей сервисов

Евгений Морозов в своей статье «Почему Силиконовая долина „крышует“ цифровой детокс?» отмечает, что «мы должны подвергнуть социальные медиа тому же виду контроля, который был применен к дизайну игровых автоматов в казино Лас-Вегаса». Исследователь Наташа Дов Шюлль в книге «Зависимость от дизайна: игровые автоматы в Лас-Вегасе» показывает: владельцы казино хотят, чтобы посетители думали, что игровая зависимость является результатом их моральных падений, в то время как в ней виноваты сами разработчики. Инженеры проектируют игровые автоматы так, что они начинают вызывать влечение и зависимость.

Доход Facebook за 2014 год составил 12,47 млрд долларов, что на 58% больше, чем в 2013.

Facebook Reports Fourth Quarter and Full Year 2014 Results

Также дело обстоит и с цифровыми сервисами. Пользователи зачастую забывают, что алгоритмы, которые определяют наше взаимодействие с сервисами, преследуют цели создателей, а те не всегда совпадают с целями пользователей. Бизнес создателей социальной сети Facebook — продажа рекламы. Поэтому дизайн Facebook и алгоритмы итераций сервиса с пользователями построены таким образом, что постоянно подталкивают нас проверять, сколько людей взаимодействовали с нашими постами и увеличивать взаимодействие между пользователями. Интересы разработчиков, которые стоят за этим решением, очевидны: чем чаще пользователь заходит на сайт, бесконечно кликая вокруг, тем более привлекателен Facebook для рекламодателей. Однако бизнес-интересы создателей сервисов могут идти в разрез с интересами пользователей, которые хотят общаться спокойно и просто.

Новая грамотность

По мнению Дугласа Рашкофф, пользователи «должны научиться не только тому, как использовать программы, но и тому, как они сделаны».

Дуглас Рашкофф «Грамотность цифровой эпохи — это не знание JavaScript или Perl, а способность видеть наличие алгоритмов и их содержание в социальных последствиях „сетевого состояния мира“, а также умение применять эти алгоритмы к своим коммуникациям» Дуглас Рашкофф

Принцип черного ящика — принцип, согласно которому человек воспринимает технологии как закрытые системы, работающие по неизвестным ему законам.

Для большинства пользователей принципы работы современных технологий неизвестны. Мы обвешаны цифровыми гаджетами, держим связь через сотовых операторов, ищем, как лозоискатели Wi-Fi и оплачиваем банковской картой на сайте товары с другого конца света. При этом мы относимся к технологиям как к загадочному «черному ящику». Это немного магическое, роковое отношение пользователя, но не творца.

Причина, по которой так происходит, интересовала неординарного исследователя философии техники Жильбера Симондона. В симондоновской оптике эта проблема обозначена как отчуждение человека от техники. Человек утилитарно подходит к использованию устройств. Его интересует конечный результат, а не процесс или само устройство.

От этого, превращаясь в «юзера», проигрывает не только человек, но и технический объект, генезис которого прерывается. Вместо развития технического объекта в полезный предмет мы имеем бесконечную смену новинок, за функции которых отвечает производитель. Люди зачастую сознательно не допускаются к творческому использованию технологий, им всегда отведена роль пользователей. И дело не только в человеческой лени.

Так инженеры некоей компании могли бы выпустить одну-две идеальные модели фотоаппарата, но разработчики намеренно ограничивают функции моделей, чтобы маркетологи могли выпускать разные классы фотоаппаратов для разных целевых аудиторий, искусственно «устаревать» модельный ряд (экран у новой модели смартфона на полдюйма больше предыдущей) и устанавливать цены, выгодные компании.

Современная идеология техники выстраивается по капиталистическим законам рынка и не только сдерживает развитие технологий, но и приучает людей не разбираться в них. Наподобие «заученной беспомощности» у животных, у людей вырабатывается «заученная потребительская беспомощность».

Apple Mac Pro

Apple Mac Pro

Дизайн черного ящика

Видимая часть технических объектов стремится к упрощению: смартфоны, музыкальные системы и прочие устройства по виду и по содержанию — черные ящики. В телефонах все рабочие части спрятаны внутрь и остаются практически неизвестными большинству пользователей. Прогресс идет дальше: основные функции не просто спрятаны внутрь, — они вытесняются в облачные хранилища, распределяются по сетевому обществу, тем самым закрывая последнюю возможность для пользователей понять принципы работы устройства.

Новые творцы

Двадцать первый век — время дематериализации денег, дизайна, социальной сферы и даже войны. Настоящим новаторством становится программный код, вшитый невидимыми нитями в нашу социальную жизнь, в сервисы, определяющие наши отношения.

Умение влезать в электронные мозги устройств и программировать их под свои задачи становится востребованной способностью. Настоящими творцами, поражающими воображение, магами и алхимиками современности становятся программисты и технохудожники, использующие в своих перформансах и инсталляциях вывернутые наизнанку электронные устройства. Чтобы быть полноценным творцом в новом мире, нужно уметь программировать.


Проект «Цифровой словарь» — уникальное явление. О влиянии технологий на человечество пишут многие (и я почти все из написанного читала, потому могу судить авторитетно), но только Алексу и Дмитрию удалось все это осмыслить, разложить по полочкам, показать с неожиданного ракурса, внести собственные инсайты — и создать потрясающий по глубине аналитический портал, рассматривающий все аспекты жизни homo digitalis. Примечательно, что массу интересного для себя найдут и добровольно интернет-зависимые, и убежденные технолуддиты и медиаскеты. Строго рекомендовано всем любителям осмыслять действительность: «Цифровой словарь» дает детализированный 3D-макет цифрового мира и инструменты для его изучения.

Ирина Гусинская
Заместитель главного редактора, руководитель направления цифрового издательства Альпина Паблишер