Информационная жадность (данная концепция описана журналистом Александром Амзиным в книге «Бессистемные советы») — стратегия поведения, при которой человек сокращает количество информации, которой он делится с подписчиками в социальных сетях в пользу глубокой проработки приходящей к нему информации и созданием на ее основе законченного продукта: статьи, исследования и т.д.

Человек является проводником интересной информации для своих друзей и сетевых знакомых и затрачивает достаточно много ресурсов, чтобы находить и делиться в социальных сетях чем-то интересным. Кроме поддержания слабых связей и развлечения знакомых такое поведение практически ничего не приносит самому человеку. Таким образом, человек работает на общество, но не получает для себя что-то полезное — оплату, глубокие знания или умения.

Делясь информацией, человек тут же получает вознаграждение от этого социального действия в виде лайков или комментариев от окружения. Это можно назвать квазивознаграждением, потому что они слабо конвертируются в социальный или материальный капитал, навыки или личностный рост человека. Нельзя заслужить уважение и признание, если постоянно показывать сырье, которое, возможно, может стать основой для законченного продукта.

«Информационно жадный человек» инвестирует силы и время в законченный продукт. Александр Амзин замечает, что такое поведение открывает новый слой работы с информацией. Появляется время подумать об увиденном, сделать заметки, отбросить ненужное, найти дополнительные данные. Человек начинает чаще бывать на сервисах с личными заметками, концентрирует силы на создании законченного продукта, обсуждает его с узким кругом знакомых, а сеть может использовать для обсуждения неоформленных идей.


Оппозиция «создание—потребление» — планшеты и смартфоны удобны для потребления информации и развлечения (чтения новостной ленты, игры, просмотра видео) и неудобны для создания контента или вдумчивой аналитики.

Несмотря на интерактивные возможности, мобильные устройства больше расположены к потреблению информации, чем к ее обработке. Интерфейс тач-скрина зачастую не позволяет пользователю контролировать процесс работы с информацией. Клавиатура, мышь и перо значительно больше подходят для работы с графиками, таблицами, редактирования текста или рисования. Кроме того, у некоторых программ для аналитики или создания контента нет мобильных версий или они имеют ограниченный функционал.

Отзыв предпринимателя из Санкт-Петербурга: «Я заметил, что после того, как планшет заменил мне ноутбук, я стал значительно меньше времени уделять аналитике компании. Excel’ем на планшете пользоваться неудобно: без мыши нельзя управлять таблицами. Раньше даже в дороге я мог оперативно заниматься аналитикой на ноутбуке, сейчас мне нужно выделять на это отдельное время в офисе».

Это приводит к тому, что создание контента становится уделом пользователей стационарных компьютеров. Оппозиция «создание-потребление» это один из факторов, который усиливает цифровой разрыв и требует преодоления.

Новый телевизор

Планшет и смартфон можно называть новым телевизором или новым радио, это абсолютно диванные устройства. Данная модель использования выгодна предпринимателям, которые строят свой бизнес по принципам «экономики внимания». В будущем алгоритмы рекомендаций эволюционируют до такой степени, что пользователю не нужно будет прилагать никаких усилий для выбора и потребления информации, — достал смартфон и смотри.

Нетократия и консумптари

Александр Бард

Александр Бард

Футуролог Александр Бард (до того, как стать технофилософом, он участвовал в некогда популярном трио «Армия Любовников») в книге «Нетократия» предсказывает разделение будущего общества на два класса. Высший господствующий класс — нетократы, мобильные граждане мира, они формируют элитные виртуальные группы, используя интернет как средство создания социальных связей. Нетократы участвуют в создании ценностей и смыслов. Противоположность нетократам — низший, угнетаемый класс «консумптари» (consumption — потребление). Консумптариат — это потребительский пролетариат. По-английски таких людей называют «диванными картофелинами» (couch potatoes). Это вечные телезрители и пассивные участники цепочек потребления. Они могут только потреблять, не производя никаких новых ценностей.

Будущее экранов

В новом совершенном мире личные экраны будут только частью мировой рекламной сети. Экраны обступят нас, причем проникнут в наши дома бесплатно (вы сможете купить такой же холодильник, но с экраном и он обойдется вам на двадцать процентов дешевле чем тот, что без экрана). Контекстная реклама выйдет за пределы сети. Уже сейчас Google выражает уверенность в том, через несколько лет многие мировые компании придут к тому, чтобы размещать рекламные объявления на приборных панелях автомобилей, термостатах, очках, часах и других предметах. Даже если вы не выходите в интернет, реклама из него настигнет вас.

Персонализированная реклама в фильме «Особое мнение»

Touch-мир

Ремесленники и люди искусства, неразрывно работающие с инструментом отмечают, что «особый модус взаимодействия с материалом и моделью, тонкое различение оттенков и консистенций — это отдельный очень глубокий и интересный мир[…], доступный тем, кто реально постоянно возится с инструментами и натуральными материалами» (цитата из текста медиахудожника Олега Пащенко). Когда художник рисует карандашом, он чувствует нажим, мельчайшие изменения цвета, сопротивление бумаги. Взаимодействие с продуктом искусства также определяется тем инструментом, с помощью которого работает художник. Так исследование ансамбля средневекового собора похоже на путь пера при рисовании. По точному замечанию одной художницы, модель взаимодействия с тач-скрином — это «тыкание», которое современные люди переносят и на взаимодействие с окружающим миром.


Состояние открытого разума — состояние ума между концентрацией и рассеянным вниманием, обеспечивающее возможность прихода новых идей. В нем человек открыто воспринимает реальность, прислушивается к внутренним голосам, осмысляет предыдущий опыт. Часто именно в этом состоянии неожиданно приходят озарения и решения беспокоящих проблем. Именно оно является источником наиболее креативных мыслей.

«Неотменимая модальность зримого» — другое название такого состояния Своему появлению оно обязано роману Джеймса Джойса «Улисс». Именно так называет свое состояние Стивен Дедал, когда прогуливается по морскому берегу в третьем эпизоде романа. Так Джойс обозначает те ощущения, при которых человек следит за ходом своих мыслей, не пытаясь их контролировать, свободно воспринимает все происходящее. В этом состоянии мозг синтезирует разрозненные, на первый взгляд, идеи и ощущения, превращая их в новые смыслы. Благодаря тому, что мозг не концентрируется на одной проблеме, сознание улавливает случайные ассоциации, которые ведут к оригинальным открытиям.

Увлеченность гаджетами способствует тому, что современный человек все реже и реже испытывает состояние открытого разума. Сетевые гаджеты помещают человека в нескончаемую цепочку уведомлений и сообщений, которые требуют внимания. Состояния скуки и одиночества становятся труднодостижимыми и непереносимыми. Даже когда человек один, он редко остается наедине со своими мыслями.

Вторичность мыслей

Человек работает с информацией и отдыхает в её сопровождении, лишь меняя ее тип. Эта перманентная когнитивная нагрузка мешает свободному блужданию мыслей. У человека формируется такой тип мышления, при котором большинство его мыслей являются не самостоятельным импульсом, а вынужденным ответом или реакцией на информацию, пришедшую из интернета. Вторичность подобного образа мышления очевидна.


Этот год я начал с того, что перестал пользоваться Skype. Затем отключил все звуки на смартфоне, кроме звонков и SMS. Следом отправились уведомления о новых письмах на ноутбуке. А потом об этом узнал Алекс и сказал: «Поздравляю, ты практикуешь цифровой аскетизм. Мы с Димой собрали много интересных материалов на эту тему. Давай сделаем об этом интернет-проект?»

Егор Яковишен
Senior Frontend Developer, Setka