Реальный и виртуальный мир — ложное дихотомическое разделение реального мира (мира физического присутствия и пространства) и виртуального мира, порожденного интернетом. Обычно используется как риторический прием, чтобы отличить реальные события от вымышленных миров и взаимодействия в интернете, которые спикер считает менее важными или менее «реальными».

Термин IRL (InRealWorld) означает «в реальном мире», т.е. не в интернете. Разделение на реальный и виртуальный миры является грубой методологической ошибкой. При попытке ввести такое разделение мы столкнемся с рядом неразрешимых противоречий: как смириться с тем, что виртуальность зачастую является продолжением, надстройкой над реальностью, к какому миру относится дополненная реальность и т.д.?

Вероятно, возникающая в сознании оппозиция восходит к противопоставлению «подлинное — фиктивное», в которое свой мощный вклад сделал марксизм с идеей форм ложного сознания.

Вернее будет говорить не о двух разных мирах, а о взаимодействии онлайна и офлайна. Практически все сферы жизни человека присутствуют и в онлайне, и в офлайне: покупки, финансы, знакомые и знакомства и т.д. С этой точки зрения интернет — это дополненная реальность, расширение, еще один слой, который является полноценной частью реальности.

Можно предположить, что концепция разделения двух миров на бытовом уровне возникала в голове у пользователей в те времена, когда в интернет можно было попасть только через стационарный компьютер, который, по сути, выступал порталом в виртуальную реальность, в остальное же время человек как бы находился в физическом реальном мире.

Отсюда термин AFK (AwayFromKeyboard) — акроним, означающий, что человек находится не у компьютера. Термин потерял свою значимость с распространением мобильного интернета. Теперь в любом месте человек фактически всегда в онлайне.

Интернета нет

Наличие подобной оппозиции в сознании пользователей имеет далеко не безобидные последствия. Журналист Евгений Морозов замечает, что как только вы читаете выражения типа «интернет обеспечивает свободу» или «это устройство — прекрасная вещь, потому что она говорит новое слово в техническом прогрессе», то это сигнал к тому, что вас заставляют думать ярлыками и герметизируют проблему. Интернет в таком виде представляется недоступной реальностью, некой данностью, на которую мы никак не можем повлиять. Стоит иногда напоминать себе, что интернета нет. Есть отдельные сервисы, IT-компании, лоббирующие свои интересы, провода, серверы — все это часть физического мира, нашей экономики и политики. Конечно, намного проще не подниматься до политического дискурса, а упростить все до «интернета» и «технологических новинок».


Свобода от сети как новая роскошь — возможность отключиться от интернета, которая воспринимается в современном обществе как один из элементов роскошной жизни и элитарности.

Для многих людей работа и общение так плотно связаны с интернетом, что они не могут позволить себе отключиться от сети. Отключение от сети может привести к информационной бедности, которая в свою очередь приведет к бедности финансовой. Жизнь вне сети смогут себе или богатые люди или маргинальные элементы социума.

То, что отключение начинает восприниматься как элемент роскоши, подтверждает смысловой анализ рекламы люксовых брендов. Почти ни в одном рекламном сообщении, подчеркивающем статус, независимость, элитарность и эксклюзивность мы не увидим людей, уткнувшихся в телефоны. Герои рекламы наслаждаются качественными вещами, яркими эмоциями, общением, исследованием окружающего мира или занимаются самопознанием. И если один человек с телефоном еще кажется самодостаточным, то группа людей, уткнувшихся в телефоны, выглядят отчужденными друг от друга. В виртуальном мире хватит места для всех, кому не хватает умений или доходов для получения удовольствия от физической реальности.

Свобода и независимость считаются теперь элитарными качествами, а технические устройства могут восприниматься как бандаж, цель которого вернуть нормальное состояние ущербному человеку, восстановить его потерянные возможности.


Ревность и социальные сети — болезненная реакция на информацию из социальной сети, которая толкает пользователей устраивать виртуальную слежку за своими партнерами и переживать по поводу каждого лайка или комментария, пришедшего тем со стороны их виртуальных знакомых.

Социальная сеть живет слухами, сплетнями, подглядыванием и ревностью. Люди хотят знать о близком человеке все: его дела, контакты, поведение. Те «точки», на которые рассредоточен человек в социальных сетях, представлены структурировано — вот фото, вот стена, вот чужие сообщения. Человек хочет в один момент охватить все это, но сущность восприятия такова, что оно не может удержать все в одном взгляде. Начинается бег по точкам, который рождает иллюзию контроля, и в результате которого нам кажется, что мы видим всего человека.

Кому-то может не нравиться, что кто-то еще общается с его партнером. Если кто-то выложил девушке на стену песню, то это может трактоваться как подспудный контакт. Вдруг внутри этих «сетевых связей» она испытывает неземные удовольствия или душевные переживания, которые не может пережить со своим партнером? Часто данные ощущения являются домыслами и иллюзиями. Мысли об этом могут довести человека до состояния тревоги и бешенства, в которое он никогда не впал бы, сохраняя трезвость ума и не проявляя болезненное любопытство.

Посоветовать тут можно только честный разговор и ограничение посещения страницы.


Настал момент, когда мы начали нуждаться в некоем аналоге GPS, который бы помогал ориентироваться в мире гаджетов и цифровых технологий. Алекс и Дмитрий успешно его создали! Это гораздо больше, чем словарь терминов, так любимых гиками. Этот проект знакомит с ключевыми понятиями и объясняет их как с технологической, так и с культурологической точки зрения. Кроме того, в каждом разделе можно встретить ключевые предложения, выделенные специально для тех, у кого нет времени бродить по дебрям Интернета в поисках объяснения.

Tom Mahon
Техно-публицист, журналист и автор «Charged Bodies: People, Power, and Paradox in Silicon Valley»

Это очень своевременный проект. Ещё несколько лет назад предостережения в отношении новых технологий многим показались бы надуманными. Но сегодня мы понимаем, что «захочу — выключу» уже не проходит: технологии уже давно решают — посредством производственных циклов, расписания телепрограмм, будильников в телефонах, мобильных приложений, игр и носимых устройств — когда им включать и выключать нас. Важно, что в этом проекте практические рекомендации сочетаются с теоретическими объяснениями происходящего — таким образом, есть возможность не только адаптироваться к уже сложившимся условиям, но и предположить, как ситуация будет развиваться дальше. А дальше, судя по всему, довольно быстро потребуется и следующая инициатива от авторов проекта «Цифровой Словарь» — новые технологии и новые социальные изменения не заставят себя ждать.

Антон Гуменский
Исследователь медиа, преподаватель теории коммуникации факультета международной журналистики МГИМО

Нет ничего естественнее для человека, чем пытаться понять себя. Каждый день мы обдумываем своё поведение, анализируем чувства и мотивы. Технологии — часть нашей жизни, и чем дальше, тем значительнее их влияние. Это означает, что наше состояние, отношение с близкими, друзьями и коллегами тоже зависят от нового устройства мира. «Цифровой словарь» отстранённо, с помощью наблюдений и исследований, объясняет, куда мы пришли, где окажемся дальше, и почему всё именно так. Иными словами — придаёт нашим действиям осмысленность.

Анастасия Черникова
IT-журналист, редактор, Hopes & Fears

Проект «Цифровой словарь» — уникальное явление. О влиянии технологий на человечество пишут многие (и я почти все из написанного читала, потому могу судить авторитетно), но только Алексу и Дмитрию удалось все это осмыслить, разложить по полочкам, показать с неожиданного ракурса, внести собственные инсайты — и создать потрясающий по глубине аналитический портал, рассматривающий все аспекты жизни homo digitalis. Примечательно, что массу интересного для себя найдут и добровольно интернет-зависимые, и убежденные технолуддиты и медиаскеты. Строго рекомендовано всем любителям осмыслять действительность: «Цифровой словарь» дает детализированный 3D-макет цифрового мира и инструменты для его изучения.

Ирина Гусинская
Заместитель главного редактора, руководитель направления цифрового издательства Альпина Паблишер

Я старею, юношеский задор постепенно начинает уступать место ностальгическому брюзжанию. Я помню момент, когда друг рассказал мне о посещённой им лекции. Тогда персональных компьютеров и сотовых телефонов ещё не было – да, такое время имело место быть. Я-то знаю, о чём говорю, ведь я родился в то время. Профессор на той лекции сказал: «В будущем будет два типа людей – технократы и техно-ретрограды». Ну, что ж, вот мы и в будущем (будущем, где нас оставили без ховербордов), и, как мне кажется, пророчество профессора сбылось. Я выбрал сторону техно-ретроградов, потому что я понял, что мир театра, «к которому я испытываю порочную тягу, словно пропащий забулдыга к своему зелью, заядлый игрок к азартным играм…», не будет подвержен технологической революции. Впрочем, я ошибался. Причиной тому стала та самая технологическая революция, которая избавилась от актёра и заменила его чудовищных размеров марионеткой, изменила сознание человека. Возможно, мы больше не способны правдиво отражать жизнь, как подобает актёру, но квантовый и интромир психолингвистики втаскивает нас за наше эго в омут крайнего нарциссизма, где нас рвут на части злобные и жестокие металлические акулы до тех пор, пока человеческие голоса цифрового детокса не разбудят нас и мы не «утонем».

Martin Cooke
Художественный руководитель, English Actors International

Этот год я начал с того, что перестал пользоваться Skype. Затем отключил все звуки на смартфоне, кроме звонков и SMS. Следом отправились уведомления о новых письмах на ноутбуке. А потом об этом узнал Алекс и сказал: «Поздравляю, ты практикуешь цифровой аскетизм. Мы с Димой собрали много интересных материалов на эту тему. Давай сделаем об этом интернет-проект?»

Егор Яковишен
Senior Frontend Developer, Look At Media

«Цифровой словарь» – это утончённая перспектива того, как мы, практики и теоретики цифровых коммуникаций, смотрим на современный цифровой ландшафт. «Интернет вещей» и «Большие данные» ворвались в нашу жизнь и без сомнения изменили её в лучшую сторону. Технологические и структурные изменения как в личной, так и в профессиональной жизни, привели к социальным, культурным и политическим последствиям. Именно такую утончённую перспективу и предлагает цифровой словарь своим читателям. Как специалист по маркетинговым коммуникациям, я встречал множество исследований и аналитики, посвящённых тому, как цифровая революция открыла и продолжает открывать невероятные экономические возможности для брендов и маркетологов. Я также слышал о том, какое сильное влияние достижения в области технологий оказывают на поведение потребителей. Однако, Алекс и Дмитрий, сумели предложить альтернативный взгляд на эти изменения с точки зрения психологии и социологии. Проект «Цифровой словарь» фокусируется на теме цифровой антропологии, важность которой всё больше возрастает в наши дни по мере нашего продвижения к технологически развитому обществу.

Florent D’Souza
Консультант и предприниматель. Специалист по вопросам стратегии и маркетинговым коммуникациям. Эрудит.
Следующий отзыв