Активное и пассивное внимание — два типа внимания в интернете. Активное, которое требует волевых усилий, и пассивное, при котором человека невольно привлекают различные объекты.

Один из немногих жизненных процессов, которыми может управлять человек — внимание. Вы не можете сейчас изменить свой сердечный ритм, но можете перевести внимание с книги на окно. Даже дышит человек автоматически, не задумываясь, и, чтобы изменить дыхание, нужно обратить на него внимание. Переводя внимание с одного объекта на другой, человек управляет своей жизнью.

Понимание того, как устроено человеческое внимание и навык управления им важны в эпоху информационного переизбытка. Психологи Запада в один голос утверждают, что человек теряет способность концентрироваться и привыкает к многозадачности.

Работа с вниманием лежит в основе педагогического управления, актерских техник, практик медитации и отдыха.

Активное и пассивное внимание

Основатель научной педагогики в России Константин Ушинский говорил, что власть над вниманием играет большую роль в умственном развитии и в практической жизни. По Ушинскому есть два вида внимания: активное и пассивное.

Активное внимание отличается от пассивного тем, что для выбора предмета прилагается заметное самостоятельное усилие вне зависимости от того, насколько предмет привлекателен. Активное внимание чрезвычайно важно для концентрации при работе и обучении.

К пассивному вниманию Ушинский относил внимание к интересным вещам. Оно поддерживается занимательностью предмета. Информация, которая нас развлекает, будь то быстро меняющиеся кадры ролика, видеоигра — все то, что невольно захватывает нас —требует участия лишь пассивного внимания. Но пассивного внимания недостаточно, чтобы углубиться в предмет и понять его. Вот что пишет о таком внимании Ушинский:

«Пассивное внимание может превратиться в болезненное состояние души, которая делается какою-то бессильной, ленивой, требует постоянного раздражения интересными рассказами или интересным чтением, не может закрыть своих дверей, не может углубиться в себя и остаться наедине сама с собой, не может из себя ничего самостоятельно вызвать и проводит самую пассивную жизнь».

Вернее сказать, что пассивное внимание увлекается даже не предметами, а состояниями, которые вызывают те или иные явления внешнего мира. Социальные сети затрагивают в головном мозге зоны удовольствия, и мы стремимся переключить внимание на них. Полезные действия (например, обучение музыке, написание диссертации, изучения языка) обычно не приносят немедленного удовольствия, они требуют труда и усидчивости. В отличие от действий, которые привлекательны сейчас (например, веб-серфинг), которые в будущем не принесут ничего, кроме, разве что, сожаления о потерянном времени.

Для человека необыкновенно важно произвольно выбирать предметы для своего мышления и отрываться от тех предметов, которые насильственно в него вторгаются. «Умение быть невнимательным», отрываться от предметов, завладевающих нашим вниманием, Кант ставит даже выше умения быть внимательным. По поводу активного внимания Константин Ушинский замечает:

«В активном внимании не предмет уже владеет человеком, а человек — предметом. Мне скучно, например, перечитывать ученические тетрадки; но я знаю, что это мой долг и что от этого зависит успех ученья, за который я отвечаю. Меня в то же самое время сильно привлекает к себе начатая мною книга или интересная для меня беседа, идущая в той же комнате; но я упорно направляю свое внимание на исполнение своего долга. Чем более у меня власти над самим собой и над моим вниманием, тем успешнее я достигаю цели, т.е. чем больше во мне силы воли, тем больше и активного внимания».

Практика

Александр Амзин в книге «Бессистемные советы» пишет:

«Берясь за новое дело, задайтесь вопросом, какое внимание вы тренируете в этот раз? Хотите ли вы услышать, увидеть, прочесть что-то интересное или написать, изучить что-то полезное? К сожалению, жизнь так устроена, что эти две категории часто не совпадают. Как только вы научитесь разделять активное и пассивное внимание, вы сумеете заметить его и в своих знакомых. Все эти перекуры, задержки, чтение социальных сетей, трата бесценного времени на перечитывание и так невысокого качества книг — удовлетворение демона пассивного внимания».


Это очень своевременный проект. Ещё несколько лет назад предостережения в отношении новых технологий многим показались бы надуманными. Но сегодня мы понимаем, что «захочу — выключу» уже не проходит: технологии уже давно решают — посредством производственных циклов, расписания телепрограмм, будильников в телефонах, мобильных приложений, игр и носимых устройств — когда им включать и выключать нас. Важно, что в этом проекте практические рекомендации сочетаются с теоретическими объяснениями происходящего — таким образом, есть возможность не только адаптироваться к уже сложившимся условиям, но и предположить, как ситуация будет развиваться дальше. А дальше, судя по всему, довольно быстро потребуется и следующая инициатива от авторов проекта «Цифровой Словарь» — новые технологии и новые социальные изменения не заставят себя ждать.

Антон Гуменский
Исследователь медиа, преподаватель теории коммуникации факультета международной журналистики МГИМО

Нет ничего естественнее для человека, чем пытаться понять себя. Каждый день мы обдумываем своё поведение, анализируем чувства и мотивы. Технологии — часть нашей жизни, и чем дальше, тем значительнее их влияние. Это означает, что наше состояние, отношение с близкими, друзьями и коллегами тоже зависят от нового устройства мира. «Цифровой словарь» отстранённо, с помощью наблюдений и исследований, объясняет, куда мы пришли, где окажемся дальше, и почему всё именно так. Иными словами — придаёт нашим действиям осмысленность.

Анастасия Черникова
IT-журналист, редактор, Hopes & Fears

«Цифровой словарь» – это утончённая перспектива того, как мы, практики и теоретики цифровых коммуникаций, смотрим на современный цифровой ландшафт. «Интернет вещей» и «Большие данные» ворвались в нашу жизнь и без сомнения изменили её в лучшую сторону. Технологические и структурные изменения как в личной, так и в профессиональной жизни, привели к социальным, культурным и политическим последствиям. Именно такую утончённую перспективу и предлагает цифровой словарь своим читателям. Как специалист по маркетинговым коммуникациям, я встречал множество исследований и аналитики, посвящённых тому, как цифровая революция открыла и продолжает открывать невероятные экономические возможности для брендов и маркетологов. Я также слышал о том, какое сильное влияние достижения в области технологий оказывают на поведение потребителей. Однако, Алекс и Дмитрий, сумели предложить альтернативный взгляд на эти изменения с точки зрения психологии и социологии. Проект «Цифровой словарь» фокусируется на теме цифровой антропологии, важность которой всё больше возрастает в наши дни по мере нашего продвижения к технологически развитому обществу.

Florent D’Souza
Консультант и предприниматель. Специалист по вопросам стратегии и маркетинговым коммуникациям. Эрудит.

Я старею, юношеский задор постепенно начинает уступать место ностальгическому брюзжанию. Я помню момент, когда друг рассказал мне о посещённой им лекции. Тогда персональных компьютеров и сотовых телефонов ещё не было – да, такое время имело место быть. Я-то знаю, о чём говорю, ведь я родился в то время. Профессор на той лекции сказал: «В будущем будет два типа людей – технократы и техно-ретрограды». Ну, что ж, вот мы и в будущем (будущем, где нас оставили без ховербордов), и, как мне кажется, пророчество профессора сбылось. Я выбрал сторону техно-ретроградов, потому что я понял, что мир театра, «к которому я испытываю порочную тягу, словно пропащий забулдыга к своему зелью, заядлый игрок к азартным играм…», не будет подвержен технологической революции. Впрочем, я ошибался. Причиной тому стала та самая технологическая революция, которая избавилась от актёра и заменила его чудовищных размеров марионеткой, изменила сознание человека. Возможно, мы больше не способны правдиво отражать жизнь, как подобает актёру, но квантовый и интромир психолингвистики втаскивает нас за наше эго в омут крайнего нарциссизма, где нас рвут на части злобные и жестокие металлические акулы до тех пор, пока человеческие голоса цифрового детокса не разбудят нас и мы не «утонем».

Martin Cooke
Художественный руководитель, English Actors International

Настал момент, когда мы начали нуждаться в некоем аналоге GPS, который бы помогал ориентироваться в мире гаджетов и цифровых технологий. Алекс и Дмитрий успешно его создали! Это гораздо больше, чем словарь терминов, так любимых гиками. Этот проект знакомит с ключевыми понятиями и объясняет их как с технологической, так и с культурологической точки зрения. Кроме того, в каждом разделе можно встретить ключевые предложения, выделенные специально для тех, у кого нет времени бродить по дебрям Интернета в поисках объяснения.

Tom Mahon
Техно-публицист, журналист и автор «Charged Bodies: People, Power, and Paradox in Silicon Valley»

Этот год я начал с того, что перестал пользоваться Skype. Затем отключил все звуки на смартфоне, кроме звонков и SMS. Следом отправились уведомления о новых письмах на ноутбуке. А потом об этом узнал Алекс и сказал: «Поздравляю, ты практикуешь цифровой аскетизм. Мы с Димой собрали много интересных материалов на эту тему. Давай сделаем об этом интернет-проект?»

Егор Яковишен
Senior Frontend Developer, Look At Media

Проект «Цифровой словарь» — уникальное явление. О влиянии технологий на человечество пишут многие (и я почти все из написанного читала, потому могу судить авторитетно), но только Алексу и Дмитрию удалось все это осмыслить, разложить по полочкам, показать с неожиданного ракурса, внести собственные инсайты — и создать потрясающий по глубине аналитический портал, рассматривающий все аспекты жизни homo digitalis. Примечательно, что массу интересного для себя найдут и добровольно интернет-зависимые, и убежденные технолуддиты и медиаскеты. Строго рекомендовано всем любителям осмыслять действительность: «Цифровой словарь» дает детализированный 3D-макет цифрового мира и инструменты для его изучения.

Ирина Гусинская
Заместитель главного редактора, руководитель направления цифрового издательства Альпина Паблишер
Следующий отзыв